Скорбный плач нанайской скрипки

18 февраля 2012 - Администратор

Самый многочисленный из семи народов-аборигенов Приамурья - нанайцы проживают на территории Амурского, Нанайского, Солнечного и Комсомольского районов. Третья часть их в начале двадцатых годов переселилась на территорию Китая. И сейчас даже старожилы с двух сопредельных сторон при общении не всегда понимают друг друга: одни обрусели, другие окитаились.

Похоже, в скором будущем не будет однообразия в языке и обрядах и среди нанайцев российского Приамурья. Различия эти могут пройти по административным границам муниципальных образований: учреждения культуры в национальных селах теперь финансируются в зависимости от толщины местных кошельков. А они во всех поселениях выглядят хлипкими, потому на развитие самобытной культуры малого народа вряд ли найдутся "лишние" средства. Даже на содержание межрайонного центра культуры, досуга и этнографии "Родник", при котором работают фольклорный национальный ансамбль "Гивана", народный национальный театр и имеется уникальный этнографический музей "Ожившая легенда".

Сэвэн, деревянную фигурку охранителя очага "Дюли", Раиса Баранова, руководитель ансамбля "Гивана", что по-русски означает "Рассвет", привезла из родного села Кондон. После смерти дяди, последнего сельского шамана, ей достались в наследство и бубен, и подвески, что предназначены для отпугивания злых духов, и инструменты, и одежда. Вот только из-за репетиций и постоянных разъездов с концертами по отдаленным селам не всегда удавалось вовремя "кормить" семейного духа. И как только межрайонный центр культуры, досуга и этнографии переехал в бывший Дом культуры завода "Кристалл", собрала она все предметы старины в просторной комнате, превратившейся в нанайское жилище - с очагом, лежанками, утварью и одеждой. Даже старожилы признавали: как будто в годы детства своего заходят они в музей.

- А дучекэ, национальную "скрипку", мы смастерили вдвоем с сыном, - рассказывает Раиса Григорьевна. - Скорбный плач ее струны нередко раздавался над стойбищем, когда в жилища людей приходила беда.

"Заплакать" дучекэ пришлось вскоре после рождения.

Межрайонный центр "Родник" предназначен был для сохранения традиций, языка и культуры коренных народов Приамурья. И до его создания в Комсомольске-на-Амуре проводились фестивали национальной культуры, смотры-конкурсы и другие мероприятия. Теперь появилась возможность проводить выставки прикладного искусства, концерты местных певцов, музыкантов, выступления поэтов, сказителей, создать национальный театр, музей Национальный театр успели создать. Что до остальных идей, то они так и остались нереализованными: центр культуры и этнографии перестал быть межрайонным. Перестал быть по простой причине - отсутствия средств.

У "Родника" было три учредителя - комитет по культуре и искусству краевой администрации, представительство Госкомсевера и администрация Комсомольского района.

- Но все расходы легли на плечи местного бюджета, - вспоминает бывший заведующий управлением культуры администрации Комсомольского района Светлана Куршева. - Потому что пункты договора, особенно по смете расходов, остались на бумаге.

Представительство Госкомсевера, не успев перечислить ни копейки по счетам капитального ремонта и коммунальных услуг, было расформировано. Краевой комитет по национальной и региональной политике попытался возместить ущерб, но в это время финансирование федеральной целевой программы поддержки коренных народов Севера из госбюджета было урезано. И вместо 550 тысяч рублей в год поступило только 30. А выложив полтора миллиона рублей из районного бюджета, администрация района поставила вопрос ребром: кто платит, тот и заказывает музыку. Так межрайонный центр превратился в объект муниципального образования, а Комсомольск-на-Амуре не утвердился в статусе столицы народов-аборигенов Приамурья.

В скором времени, похоже, дучекэ снова может издать скорбный плач струны: на местах идет перераспределение полномочий. Утверждаются уставы муниципальных образований и поселений, а главное - определяются размеры финансового обеспечения. А, как известно, объекты культуры получают свою долю от бюджетного пирога в последнюю очередь. И что будет в новом году - никто сказать не может.

- Глава района помог найти средства для пошивки костюмов, оказывал содействие и депутат Государственной Думы Вячеслав Шпорт, - рассказывает директор центра "Родник" Татьяна Винтовкина. - А вот теперь мы не знаем, на кого рассчитывать: то ли на помощь представительной и исполнительной власти, то ли на собственные силы.

Собственных сил у "Родника" маловато: стоимость посещения спектаклей народного театра и концертов ансамбля чисто символическая. Заработать деньги можно только сдачей в аренду зрительного зала для проведения торжеств организациями города. Не оправдались ожидания и на поступления спонсорской помощи: благотворительность на культуру местным бизнесменам-лесопромышленникам то ли не по карману, то ли "до лампочки". После акционирования авиационного объединения, главного "спонсора" местного бюджета, денежные потоки изменились, и теперь индустриальный Комсомольск-на-Амуре стал дотационной территорией. Руководство объединения не отказалось от поддержки объектов культуры. Но ведь рассчитывать на помощь центр культуры и этнографии может в последнюю очередь: в городе много своих просителей. Например, музей изобразительных искусств, который тоже призван работать не только на город, но и на соседние районы.

- За сорок лет существования музей накопил тринадцать с половиной тысяч единиц хранения. У нас большая коллекция работ советских художников, есть коллекция китайских и корейских картин, произведений местных и национальных художников, - говорит директор музея Екатерина Астанина. - Вот только открыть постоянную экспозицию у нас негде, хотя мы сменили уже три помещения.

Уже десять лет музей расположен в четырехэтажном здании бывшего политпроса. И хоть квадратных метров здесь много, картины развешаны в холлах и на стенах лестничных площадок без подсветки. Вопрос о ремонте и перепрофилировании зрительного зала из-за отсутствия средств до сих пор остается не-решенным. Единственный путь к спасению музея после перераспределения полномочий его руководство видит в передаче объекта в краевую собственность.

- На мой избирательный округ приходятся большинство кинотеатров, музыкальная школа с филиалами, драматический театр, краеведческий музей и Музей изобразительных искусств, Центр культуры и этнографии, несколько дворцов культуры и Дом молодежи, - говорит депутат Законодательной думы Хабаровского края Анатолий Дронченко. - И пока только у Дома молодежи, находящегося на краевом бюджете, есть определенная перспектива.

Коллективы остальных объектов - в тревожном ожидании: что год грядущий нам готовит? Как бы и здесь не раздался скорбный плач струны дучекэ.

Алексей ХОРОШИЛОВ, "Парламентская газета", №183(1800) от 18.10.2005

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2454 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!